Япония всегда находилась на острие технологического прогресса, и видимо, им же выпало на долю первыми осознать вред чрезмерной роботизации. Руководство Toyota приняло решение заменить автоматы живыми людьми на нескольких участках сборочной «цепочки». По словам представителей, это не только повысит качество, но и уменьшит расход материалов. «Когда я был молодым учеником, мастера были для нас чем-то вроде богов – казалось, они умели все» — говорит инженер Митсури Кавай – «Нашей компании нужно стать более цельной и вернуться к корням».
На сегодняшний день в рабочую практику Toyota входит обучение новичков. Этим занимаются более опытные сотрудники. Причем упор в занятиях делается не на умение работать на конвейере, а на объяснение того, для чего нужна каждая конкретная деталь. «Чтобы управлять роботом, нужно обладать достаточными знаниями, чтобы научить его», — говорит Кавай.
Примером интеграции новой производственной стратегии может служить появление на заводах Toyota цехов по изготовлению коленвалов. С 2010 года таких цехов было создано более 100. Производство в них осуществляется вручную.
Не исключено, что задуматься о качестве сборки японскую компанию подтолкнули многочисленные масштабные отзывные кампании. В течение нескольких лет японский производитель лидирует по количеству отозванных автомобилей. За примером далеко ходить не надо – в прошедшую среду Toyota объявила об отзыве 6,76 миллиона автомобилей по всему миру, вследствие чего акции компании на японской бирже подешевели на внушительные 4,9 процента. Кампания распространяется на 27 моделей Toyota, а также Pontiac Vibe и Subaru Trezia. Причиной отзыва послужил целый ряд неисправностей, связанных с различными деталями автомобиля – от креплений кресел до стартеров. Представители компании отметили, что жизни и здоровью владельцев «отзывных» машин ничего не угрожает.
«Toyota заменит роботов живыми сотрудниками»